МАГОМЕД ХАГАУДЖ - один из прославленных музыкантов аула Кошехабль, гордость всей Адыгеи. Он еще при жизни стал легендой. Слава о виртуозном гармонисте распространилась по всему Северному Кавказу. Мелодии и наигрыши его были записаны на грампластинку в 1911-1913 годах. Часть этих записей дошла до наших дней, став исключительной редкостью. Собрано более 50 наигрышей и мелодий. Часть из них хранится в Лондоне, Тбилиси, Вятке и других городах.
Искусствовед А.Н. Соколова, изучавшая творчество Хагауджа, писала: «...Это глыба, феномен и кладезь в музыкальной культуре адыгов.»
Жизненный путь выдающегося адыгского музыканта закончился трагически. В годы Гражданской войны он погиб, спасая ребенка.
Благодарные земляки именем Магомеда Хагауджа назвали детскую школу искусств. Решением администрации Кошехабльского района на здании детской школы искусств была открыта мемориальная доска.
«Игра Магомета Хагауджа производила на слушателей необычайное впечатление – она притягивала к себе, заряжала весельем и праздничностью, – пишет Алла Николаевна Соколова, лучший знаток, собиратель и исследователь его творчества. – Однажды, рассказывают, Хагаудж стал играть и, импровизируя, придумал новую мелодию. Во двор, где играл музыкант, потянулись люди, стихийно возник танцевальный круг. К этому моменту подошло время вечерней молитвы, и на другом конце аула муэдзин поднялся на минарет, призывая верующих в мечеть. Услышав игру Хагауджа, глашатай заслушался новой мелодией и невзначай свалился с минарета. С тех пор новый наигрыш Хагауджа люди так и прозвали «Азэнаджэр къезгъэфэхыгъэр». После намаза мужчины выходили из мечети, «они отчетливо услышали звуки гармоники Хагауджа. Самый смышленый старик, обескураженный своим открытием, громко воскликнул: «Да мы же пели Коран на мелодии Хагауджа!». Какой мощью и очарованием должна была обладать эта мелодия, чтобы верующие, забыв коранический напев, пели суры на мелодии Хагауджа!
А. Н. Соколова так оценивает его: «…в контексте истории музыкальной культуры адыгов М. Хагаудж выполнил роль творца-композитора. Силой и красотой музыкального дара, богатой исполнительской практикой он создал и закрепил особенный гармошечный стиль с конкретными жанро-музыкальными и формообразующими характеристиками... <...> ему было суждено вывести адыгскую музыку на уровень общекавказской и общеевропейской известности».
Это и есть творческая реализация авторского сознания.
Похожие новости
Комментарии (0)